Энди Уорхол. Фотографии разных лет


Послал ленинградским художникам и музыкантам подарки. Это были подписанные им портреты Мэрилин Монро, изображения томатного супа «Кэмпбел», сами банки томатного супа и книги. Именные подарки от Энди Уорхола тогда получили Сергей Курехин, Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Бугаев Африка, Георгий Гурьянов, Олег Котельников и Борис Гребенщиков. Все они в то время входили в состав организованной ими Новой Академии Всяческих Искусств, на собрании которой они прияли решение о присуждении звания академика. Тогда же (в январе 1986 г.) была произведена в галерее «АССА» первая квартирная .

История подарков Энди Уорхола ленинградским художникам

В конце 1985 года в Ленинград приехала певица Джоанна Стингрей. Одна из целей ее поездки заключалась в том, чтобы собрать картины «Новых художников» для выставки «Красная волна (Red Wave)" в Лос-Анжелесе и выпустить альбом русской рок-музыки. В выставочном комитете «Красной волны» были ставшие к тому времени в СССР культурными героями музыкант и актер Дэвид Боуи и художник Кейт Херинг.

Вернувшись в Америку, Стингрей показала картины «Новых» Э. Уорхолу, с которым она познакомилась на съемках клипа «Отродье Беверли Хиллз (Beverly Hills Brat)“. Джоанна подарила Уорхолу коллаж Олега Котельникова «Е-Е» и коллаж Тимура Новикова «Город». В ответ Уорхол отправил в Ленинград посылку, которая и была получена в начале 1986 года. В ней оказалось несколько банок супа «Кэмпбелл» с автографами Уорхола на этикетках и два экземпляра первого издания книги также с автографами. Банки супа предназначались в подарок Сергею Курехину, Борису Гребенщикову, Александру Титову, Олегу Котельникову, Сергею Бугаеву, Виктору Цою, Георгию Гурьянову, Андрею Крисанову и Тимуру Новикову; «Философия» же – Б. Гребенщикову и Т. Новикову.

Существуют разноречивые сведения о дальнейшей судьбе уорхоловского дара. Т. Новиков полагал, что часть супа «была засушена; суп, принадлежащий Гурьянову, через некоторое время начал вытекать как желе; суп Бугаева, простояв лет семь-восемь в его коллекции, взорвался, и в дальнейшем, по слухам, Бугаев выменял или получил в подарок суп Гребенщикова; суп Титова, вероятно, был съеден».

Эта история приводится в интервью Т. Новикова «Туризм Тимура Новикова», опубликованном под псевдонимом Игорь Потапов в журнале «Декоративное искусство» № 7–8 за 1992 г. Интервью было сделано в 1991 году и посвящено инсталляции «Туризм», показанной в корпусе Бенуа Русского музея на выставке «Ателье» («Территория искусства»). На этой выставке впервые экспонировалась банка супа, принадлежащая Т. Новикову. Концепция «Туризма», пишет Новиков, «сложилась под влиянием русского футуризма. По мере взросления я стал все более осознавать отсутствие будущего в его футуристическом пафосе. «ФУ» автоматически отпало в моем сознании, и тут я с радостью обнаружил остаток «ТУРИЗМ», коему и предался самозабвенно. Мне кажется, что наше отечественное искусствознание упускает из виду один важный стереотип отношения к русскому авангарду, как к явлению, во многом основанному на недоедании. Образ голодного художника, меж тем, прочно укоренился в сознании мирового сообщества. Плохое питание – общее место в истории всего русского авангарда. Первым американцем, пытавшемся прикармливать меня, был Энди Вархола. Возможно, его отзывчивость рождена была его славянской душой, не чуждой сентиментальности. прислал в Ленинград мне и моим товарищам – Сергею Бугаеву, Борису Гребенщикову, Виктору Цою, Георгию Гурьянову, Олегу Котельникову, Сергею Курехину – несколько банок томатного супа «Кэмпбеллс».

Интерес Уорхола к России, возможно, был инспирирован тем, что в конце 1970-х он продал свою душу художникам Виталию Комару и Александру Меламиду, а они в свою очередь перепродали ее московской художнице Алене Кирцовой, и с тех пор душа Уорхола имеет возможность более свободно перемещаться по городам нашей родины. Ленинград, а теперь – Петербург – одно из ее любимых мест. Именно здесь искусство и философия Уорхола нашли прямых продолжателей. Такие эстетические категории искусства «Новых», как «всечество» (все связано со всем и может быть объектом искусства), «ноль культура», «перекомпозиция», безусловно, близки художественным принципам Уорхола, который бесконечно варьировал изображения немногих избранных символов поп-культуры и никогда не чурался спрашивать у знакомых, что бы ему такое нарисовать. Последовательный демократизм в искусстве Уорхола граничил с абсолютной элегантностью исполнения и художественного жеста, и «Новые» возродили это правило на нашей почве, установив культ В.В. Маяковского, первой настоящей русской поп-звезды и художника-эстета.

На следующий год после обмена подарками Уорхол скончался. Тимур Новиков посвятил его памяти текстильный , который позднее был приобретен Русским музеем. Нижнее поле этого произведения сделано из ткани с цветочным орнаментом, напоминающим шелкографии Уорхола, а верхнее – из серого шелка с пиктограммой в форме желтого месяца-банана, другого уорхоловского значка с пластинки группы «Велвет Андерграунд». Точно выбрав соответствующий символам уорхоловского искусства изобразительный ряд, Т. Новиков приглушает ядовитые поп-артовские цвета успешных и технологичных 60-х.

Вообще в сериях текстильных коллажей Т. Новикова встречаются посвящения двум знаменитым западным художникам ХХ века: Уорхолу и Бойсу. В известной степени эти референции характеризуют и самого автора, его ориентацию на пластически ясные фигуры в истории искусства, на личности, создавшие интеллектуальную моду. Используя замечательную метафору С.П. Дягилева, который ответил на вопрос, какая из двух балерин (Павлова или Спесивцева) ему больше нравится, словами: «Обе они – половинки одного яблока, но лишь одна, та, что Спесивцева, была повернута к солнцу», можно сказать, что для Тимура Новикова на солнечной стороне – Энди Уорхол.

Изображение банок супов фирмы «Кэмпбелл» было любимейшим мотивом творчества Уорхола. Вначале он выполнял «портреты» банок в технике живописи (одна из ранних работ так и называлась «Сто банок супа Кэмпбеллс»), затем шелкографии. Впервые они экспонировались в том же 1962 году в галереях Ирвина Блума (Irving Blum) в Нью-Йорке вместе с изображениями ста бутылок кока-колы, картинами «Сделай сам», «Красным Элвисом» и «Большой Золотой Мэрилин». Звезда андерграундного кино 1960-х Тейлор Мэд (Taylor Mad) как-то сказал Уорхолу, прочитав статью о банках супа «Кэмпбелл» в «Таймс»: «Ты Вольтер Америки. Ты даешь Америке именно то, что она заслуживает – банку супа на стене.» Можно сказать, что Уорхол отправил в Ленинград в 1985 году самое дорогое, поскольку разница между банкой с автографом и ее изображением не была для него принципиальной.

Акт подписывания, помечания пространства искусства – один из основополагающих в модернизме и постмодернизме. Радикализм Уорхола заключается в том, что он любил «уступать» свою сигнатуру другим, словно бы разделяя с ними свою жизнь и творчество. Об этом свидетельствует история о выставке в Институте современного искусства в Филадельфии, которая произошла в 1965 году. Она была пиком поп-арта и началом превращения его в историю. Как «там было четыре тысячи студентов, набившихся в две комнаты. Пришлось снять со стен все мои картины – мою «ретроспективу» – потому что их бы просто разнесли. Зрелище было удивительное – открытие художественной выставки при отсутствии заявленных произведений. Люди постарше в вечерних нарядах были притиснуты к студентам в джинсах. Нас протащили сквозь толпу – на винтовую лестницу, единственное место, где мы могли стоять, не рискуя быть задавленными. Мы простояли на ступеньках как минимум часа два. Люди передавали всякие вещи, чтобы получить на них автограф – пластиковые пакеты, обертки от печенья, записные книжки, железнодорожные билеты, банки супа. Кое-что надписал я, но большую часть надписала Эйди Сэджвик. Она расписывалась «Энди Уорхол». Собственно говоря, мы не были на выставке искусства, мы сами были экспонатами, мы были воплощением искусства, и 60-е на самом-то деле были именно о людях, а не о том, что они делают." («ПОПизм», с. 133).

О подарках и о многом другом:

6 августа исполнилось бы 88 лет Энди Уорхолу. За 37 лет карьеры сын мигрантов-русинов из Словакии Андрий Варгола превратил искусство в часть системы потребления, показав, что любая вещь может стать арт-объектом.

Картина была создана по горячим следам - после гибели актрисы. Уорхол свел воедино два полотна - пять десятков небрежно раскрашенных портретов, сделанных с фото Монро на съемках фильма «Ниагара», и еще один такой же, только графический, в черно-белой гамме. Выполненная в технике шелкографии, «Мэрилин» стала одним из главных инструментов превращения актрисы в посмертный культ. Девять лет назад картину купили за $80 млн, в начале десятилетия полотно появилось в британской галерее Tate.

В том же году, когда был сделан «Диптих Мэрилин», Уорхол взялся за любимую свою еду - супы «Кэмпбел». Он стал фиксировать банки с супом в больших количествах, поясняя, что работает с тем, что нравится ему лично. Самый известный вариант, большая банка с открывашкой, ушла на аукционе за $24 млн - случилось это после смерти художника. Наверняка Энди сильно удивился бы такой цене, так как сам продавал картины с банками по 100 долларов.

3 июня 1968 года Валери Соланас, работавшая ранее с Уорхолом как актриса, явилась в его «Фабрику» и выпустила три пули ему в живот. Пережив клиническую смерть, Энди, однако, не стал давать показания против Соланас. Очень боявшийся боли, болезней и смерти и в то же время сильно интересовавшийся этими темами, после покушения художник почти полностью сфокусировался на них. «Пистолет», созданный спустя полтора десятка лет после случившегося, демонстрирует копию оружия, из которого стреляла Соланас. Возможно, Уорхол таким образом пытался посмотреть страху в лицо.

Уорхол во второй половине 60-х стал продюсером группы Velvet Underground. Продюсирование заключалось в пиаре - продвижении информации о группе среди нужных людей и СМИ. Главный же вклад в коллектив Лу Рида Уорхол сделал, нарисовав обложку дебютного альбома. Банан, подпись Энди, три слова - Peel slowly and see - смотрелся конверт пластинки отлично. Поначалу, в первом тираже диска, Velvet Underground вовсю концептуальничали, предлагая сорвать наклеенный на конверт тот самый желтый банан, чтобы обнаружить под ним еще один - розовый и очищенный.

Больше всего Энди, по его собственному признанию, любил деньги. Было бы странно, если бы Уорхол не перенес эту любовь на холст. В процессе создания картины Энди использовал для печати свои рисунки банкнот на кальке, под которую он подкладывал одно- и двухдолларовые купюры. 47 лет спустя, в 2009-м, «200 однодолларовых купюр» стали лотом на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке. Аукционисты планировали, что картина уйдет максимум за $12 млн., но были, мягко говоря, приятно удивлены, когда спрос разогнал цену лота до $43,7 млн. «Искусство – это прибыль, если оно хорошо продается», - утверждал Энди. Он был прав, похоже.

Сделанная за 15 лет до смерти Короля рок-н-ролла картина является самой дорогой работой художника. В 2008 году ее выставил на аукцион итальянский коллекционер Аннибале Берлингьери и получил $100 млн., так лик Элвиса, растиражированный и окрашенный в серебро, стал воплощением мечты Энди, желавшего максимальной цены за свои работы.

Может ли стоить столько обычная банка супа? Спросите вы! Причем даже не сам суп, а его изображение, которое и съесть то нельзя...

Зато этим "супом" можно визуально наслаждаться и гордиться тем, что именно тебе принадлежит "Большая банка супа Кэмпбелл с открывашкой" "отца поп-арта" Энди Уорхола. Видимо эта мысль подвигла и нового таинственного обладателя этого раритета выложить за него баснословную сумму. На вечерних торгах Christie`s в Нью-Йорке в среду он заплатил за "суп" 23,9 млн долларов. При этом эстимейт лота составлял 30-50 млн долларов, а торги начались с 15 млн долларов. "Банка с супом", была создана в 1962 году по обычной фотографии и почти с фотографической точностью. Интересно, что Уорхол создал 10 авторизированных копий "больших Кэмпбеллов" размером 182 на 132 сантиметра. Первые пять работ из "консервной" серии мастер эпатажа изготовил для одного из шоу, на котором продавал их по 100 долларов. Никто не догадывался тогда, что к концу века банки с супом Уорхола займут почетное место в нью-йоркском Музее современного искусства и лучших музеях мира, а цена на них будет исчисляться миллионами долларов. Это абсолютный ценовой рекорд не только на работы художника из его "супной" серии, но и высшая планка цены всего поп-арта. Как считают в доме Christie`s цена даже ожидалась еще выше, т.к. "банка супа" - считается одной из икон XX века, создание которой изменило всю историю искусства. Может быть поэтому она была представлена публике почти как настоящая святыня - в затемненном алтаре галереи в Рокфеллер-центре. В 2007 году на торгах Sotheby`s его банку томатного супа купили за 8,4 млн долларов. Годом ранее "консерва" ушла с молотка за 4,9 млн долларов. Напомним, во вторник вечером его большая бутылка "Кока-колы" ушла с молотка за неожиданные 35 млн долларов, а шелкография "Мужчины в ее жизни", созданная по мотивам фотографий Элизабет Тейлор - за 63,3 млн долларов. Если бы все, что создал Энди Уорхол принадлежало ему, то в ценах нашего времени его состояние исчислялось бы примерно в 50 млрд. долларов...

Дилеры и критики считают, что супы от Уорхола стали переломной вехой в послевоенном искусстве, именно с них и зародился поп-арт. "Я работаю с тем, что мне нравится", - объяснил однажды культовый художник свою склонность к изображению долларовых купюр, супа "Кэмпбелл" и "Кока-колы". Он действительно любил эту пищу бедняка, которую ел, не перекладывая в тарелку, прямо из металлической банки. Хотя некоторые биографы утверждают, что совет рисовать то, что любишь больше всего на свете и что видишь каждый день - деньги и супы - продала Уорхолу за 50 долларов известная дизайнер британка Мюриэл Латоу. А в одном из интервью 1977 года Уорхол назвал изображения консервов "Кэмпбелл" своей самой любимой работой.


Когда Энди решил взяться за чистое творчество, он поставил себе задачу: нарисовать картины, посвященные культуре массового потребления. Культура массового потребления - это когда человек живет ради того, чтобы постоянно что-то покупать. Энди нарисовал на эту тему разные консервные банки, означающие продукт, которого покупают. Эти банки стали визитной карточкой художника.

Вот она - та самая консервная банка томатного супа "Campbells ".


А это портрет актрисы Элизабет Тейлор. Она была одной из главных голливудских красоток пятидесятых годов.



Коты Энди. У каждого есть своя кличка.


Великий Элвис и другие работы Энди

Сегодня исполняется 86 лет со дня рождения Энди Уорхола – знаменитого американского художника, дизайнера, скульптора, продюсера, режиссера, писателя, издателя журналов, родоначальника идеологии «homouniversale» и автора работ, которые уже стали синонимом понятия коммерческий поп-арт. Энди Уорхол сделал искусство доступным широким массам, чтобы люди научились видеть красоту повседневных вещей и понимать, что всё, что их окружает – прекрасно по своей сути. По случаю дня рождения гения-провокатора мы вспомнили 10 самых известных его работ.

1. Диптих Мэрилин

Диптих Мэрилин, 1962

Полотно было написано сразу после смерти Мэрилин Монро. Энди Уорхол соединил две картины: пятьдесят грубо раскрашенных растиражированных портретов актрисы и точно такую же, но черно-белую. На втором полотне большинство портретов плохо видны или смазаны. Таким образом, художнику удалось показать облик смерти, преследовавший Мэрилин, и подчеркнуть контраст с ее жизнью. Сейчас картина находится в Лондоне, в Галерее Тейт.

2. Банка супа «Кэмпбелл»

Банка супа «Кэмпбелл», 1962

Эта картина, по мнению художника, была его лучшей работой. Началось всё с одной картины, потом родилась целая серия. В ней выражено стремление Уорхола раскрыть поверхностную суть вещей и дать возможность каждому понять, что утюг или пылесос так же прекрасны, как зеленые холмы или поляна с цветами. Свою страсть к рисованию обыденного Уорхол объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» он действительно любил, поедал их прямо из банки. Эта картина уже после смерти Уорхола была продана за 24 миллиона долларов. Сам же автор в свое время, ни о чем не подозревая, продавал подобные по 100 баксов.

3. Пистолет

Пистолет, 1981-1982

3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на свою жизнь – он получил три пулевых ранения в живот. Близкая встреча со смертью вдохновила новатора поп-арта на создание нескольких картин, в том числе и знаменитого «Пистолета» – копией револьвера, из которого он чуть не был застрелен. На красном фоне изображено трафаретное изображение револьвера в черном и белом цветовых решениях. Сегодня эта работа оценивается в 6-7 миллионов долларов.

4. Банан

Банан, 1967

Уорхол был продюсером группы Velvet Underground. Главным его вкладом стало создание обложки дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Именно на ней были впервые изображены знаменитый ярко-желтый банан, подпись художника и надпись «Peel slowly and see». А первые тиражи альбома были снабжены наклеенным на конверты желтым бананом, оторвав который, можно было обнаружить еще один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.

5. 200 однодолларовых купюр

200 однодолларовых купюр, 1962

Уорхол рассказывал: «Я попросил несколько моих знакомых предложить темы для моих работ. Наконец одна подруга задала правильный вопрос: «Слушай, а ты сам-то, что больше всего любишь?» Вот так я и начал рисовать деньги!». Энди Уорхол как пропагандист всего, что имеет характер массовости не смог обойти своим вниманием такую привычную для американца вещь, как однодоллоровая купюра. Именно в этой картине он максимально раскрыл тему духовных и материальных ценностей. На картине нет ничего, кроме денег. Тем не менее, это произведение входит в число самых дорогих: оно было продано за 43,8 миллионов долларов. Тем самым Уорхол доказал свою главную идею «искусство – это прибыль, если оно хорошо продается».

6. Восемь Элвисов

Восемь Элвисов, 1963

Пальма первенства среди самых дорогих работ Уорхола принадлежит полотну «Восемь Элвисов», на которое художника вдохновил безвременно ушедший король рок-н-ролла. Эти несколько Пресли стоят 108,1 млн. долларов. Художник хотел не только вспомнить Элвиса, но и отразить свою любимую тему в искусстве – тему бренности славы, монотонного повторения одинаковых образов и страха смерти. Выполнил Уорхол картину в своем любимом цвете – серебряном.

7. Зеленые бутылки Кока-Колы

Зеленые бутылки Кока-Колы, 1962

Что могло быть проще – просто изобразить всем известную бутылку? Но в этом и был весь секрет искусства Энди Уорхола – оно должно быть понятно каждому, а Кока-Колу пьют все: от президента до простого рабочего. Художник сделал ставку не на элитарность, а на массовость, и не прогадал. «В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу», – говорил он.

8. Красный Ленин

Красный Ленин, 1987

От знаменитостей, которых Энди Уорхол рисовал очень часто, художник перешел к политикам. Одной из его поздних работ стала картина «Красный Ленин», которая до недавнего времени принадлежала Борису Березовскому. Еще до своей смерти олигарх продал произведение искусства и «Красный Ленин» ушел с молотка почти за 202 тысячи долларов частному коллекционеру. Изначально шелкографическая репродукция Уорхола оценивалась в 45-75 тысяч долларов.

9. Королева Елизавета II

Королева Елизавета II, 1985

Изображения Елизаветы II размером 100 на 80 сантиметров были написаны по фотографии королевы, сделанной в 1975 году фотографом Питером Грюжоном и были включены Уорхолом в подборку «Правящие королевы». В нее вошли также его портреты королевы Нидерландов Беатрикс, Дании – Маргрете II и Свазиленда – Нтомби Твала. Британская королева изображена на работах художника во Владимирской тиаре, принадлежавшей когда-то представительницам российского императорского дома Романовых. Недавно Елизавета II купила для Королевского собрания четыре своих портрета, написанных Энди Уорхолом.

10. Че Гевара

Че Гевара, 1968

Мало кто знает, что известная версия постера Че Гевары «Героический партизан» не принадлежит Энди Уорхолу. Дело в том, что его компаньон Джерард Маланга создал это произведение в стиле Уорхола, выдав работу за рисунок последнего ради прибыли. Но афера Герарда раскрылась и его ждала тюрьма. Тогда ситуацию спас Уорхол – он согласился признать фальшивку своей работой при условии, что весь доход от продажи достанется ему.

Сегодня, 6 августа, исполняется 80 лет со дня рождения знаменитого американского художника Энди Уорхола (Andy Warhol) .

Художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, коллекционер Энди Уорхол — одна из самых известных и противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Творчество Уорхола несомненно оказало огромное влияние на атмосферу и направление развития .


Автопортрет Энди Уорхола.


Энди Уорхол на обложке Helmut Newton’s Illustrated.

Вокруг Энди Уорхола сложилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой — феминистка Валери Соланас — в 1968 году выстрелила в «учителя», тяжело ранив его. Хотя жизнь Уорхола удалось спасти, в течение последующих лет он оставался инвалидом, а в 1987 году умер от последствий этого ранения.


Энди Уорхол (Andy Warhol) в 1987 году, незадолго до своей смерти.
Фотографии: Picture Alliance, The Andy Warhol Museum, AP, Christie’s, Cinetext, Stern Magazine.

Выбор редакции
Макароны, или, как сейчас можно их называть, паста – это блюдо, популярное во всем мире. Его легко готовить, можно без труда...

Подсолнечник славится не только зернами, которые используют для приготовления первоклассного масла, а также остаточными продуктами. Жмых,...

Этот деликатес продаётся в торговой сети, но приготовленная в домашних условиях копченая горбуша не идёт ни в какое сравнение с...

Иногда даже шоколад может надоесть, а сладенького хочется. В этом случае выручат сливки - на их основе можно приготовить потрясающие...
Пироги на сковороде — выручат хозяйку в любой ситуации. Испортился духовой шкаф, а душа просит праздника в виде вкусной аппетитной...
1.Первым делом нужно приготовить песочное тесто. Позаботьтесь о том, чтобы сливочное масло было мягким. Для этого его нужно заранее...
Очень люблю тушеную картошку с мясом, но рецепт с вином увидела впервые. Оказалось очень вкусно, вина практически не чувствуется, так как...
Шаг 1: подготавливаем яично-сахарную смесь.С помощью ножа разбиваем скорлупу яиц и выливаем желток с белком в глубокую миску....
Единого мнения о том, какой же формы должны быть пироги, не существует. Они могут быть разные по форме, маленькие или большие. Кому что...